Можно сказать, что малые инновационные предприятия при ВУЗах зародились в Санкт-Петербурге. Еще в 90-х годах прошлого века 4 Петербургских ВУЗа: Политехнический университет, Электротехнический университет (ЛЭТИ), Институт точной механики и оптики (Технический университет ИТМО) и Лесотехническая академия - открыли инновационно-технологические центры. В этих центрах решался широкий спектр задач, начиная от подготовки молодых специалистов до преодоления проблем переходного периода в экономике России. Эти инновационно-технологические центры работали довольно успешно, несмотря на то, что не имели для этого достаточной законодательной базы. Так, например в ЛЭТИ занимались разработкой и внедрением нового рентгенологического оборудования, а в ИТМО разрабатывали приборы ночного видения. Некоторые виды продукции, изготовленные в инновационных центрах, пользовались успехом и за рубежом.

Курс страны на модернизацию дал долгожданную правовую основу существования инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ. Этой основой стал федеральный закон №217-ФЗ, который вступил в силу 15 августа 2009 года. Основные тезисы закона гласят, что:

ВУЗы и НИИ могут создавать инновационные предприятия за счет бюджетных средств, и все разработки таких предприятий будут принадлежать ВУЗам или НИИ, при которых они созданы. Так же ВУЗы и НИИ вправе внедрять разработки своих предприятий.

Кардинальным является тот момент, что до федерального закона, ВУЗы и НИИ не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. Не маловажным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений - на образование и науку.

Правительство связывает большие надежды с средними и малыми инновационными предприятиями при ВУЗах и НИИ, считая их двигателями страны в инновационное русло развития. Благодаря этой особой роли, средние и малые предприятия имеют налоговые льготы, которые должны повышать их инвестиционную привлекательность. Под нужды малых и средних инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ совершенствуется и налоговый кодекс России. Так например, совсем недавно Госдума приняла поправки в статью 346.12 второй части НК, что расширило возможности малых инновационных предприятий по использованию УСН. Однако у малых и средних инновационных предприятий по прежнему множество проблем, большинство из них связано с источниками финансирования. Эксперты полагают, что проблемы финансирования инновационных предприятий может решить венчурное финансирование, но оно еще недостаточно развито в нашей стране. Тем не менее, после принятия №217-ФЗ при ВУЗах и НИИ было создано более 900 инновационных предприятий. Правда ведущие ВУЗы и НИИ страны не особо стремятся к созданию таких предприятий. При 29 национальных исследовательских университетах создано лишь только 26 малых инновационных предприятий. Ведущие позиции по созданию малых инновационных предприятий удерживают Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится более половины инновационных предприятий.

Еще один интересный факт заключается в том, что почти все малые инновационные предприятия создаются при ВУЗах (98%), а на долю НИИ приходится только 2% таких предприятий. Большинство малых инновационных предприятий являются ООО и имеют уставной капитал около 300 тысяч рублей. Общая же капитализация инновационных компаний при вузах в Минобрнауки России оценивается в 10-12 млн долларов.

Деятельность большинства предприятий направлена на: создание, обработку, защиту и хранение программного обеспечения и информации; медицину; нанотехнологии; энергоэффективные и энергосберегающие технологии.

› Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".